ВИДЫ ИСКУССТВА 1. Пространственные: архитектура, скульптура, декоративно-прикладное искусство. 2. Временные: литература, музыка. 3. Пространственно-временные: театр, кино. Искусства делятся на изобразительные и неизобразительные. РИСУНОК. ГРАФИКА Графика – искусство рисования. Бывает: черно-белой, цветной. Графика: 1. уникальная 2. печатная: гравюра, оттиск. Гравюра - вид графического искусства, который позволяет получать печатные оттиски художественных произведений, выполненных на жестком материале. Делят гравюру на станковую и книжную, а также выпуклую и углубленную. В выпуклой гравюре поверхность гравировальной доски вокруг рисунка, покрываемого краской, срезается. Вырезаются места, которые на оттиске остаются бесцветными. В углубленной гравюре краской заполняются углубления в доске, сделанные различными способами (процарапыванием, вырезанием, травлением). В зависимости от материала гравюра бывает: • Линогравюра - техника гравирования по линолеуму, способом исполнения близкая к ксилографии. Возникла на рубеже XIX—XX. • Литография - техника печати, при которой изображение переносится на бумагу под давлением плоской печатной формы, как правило, камня или известняка. В основе литографии лежит физико-химический принцип, подразумевающий получение оттиска с поверхности, которая, благодаря соответствующей обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную краску. • Ксилография - гравюра по дереву; бывает двух видов: продольная и торцовая (по направлению волокон дерева). Более удобна для граверной техники торцовая гравюра, т.к. даёт намного больше возможностей. • Гравюра по металлу - вид графического искусства. Гравюры на металле существуют ручные, электромеханические, лазерные, а также в зависимости от способа обработки (гравирования) формы гравюра на металле подразделяется на виды: гравюра резцом на меди, офорт, меццо-тинто, акватинта, сухая игла и др. • Сухая игла — техника гравирования на металле, не использующая травление, а основанная на процарапывании иглой штрихов на поверхности металлической доски. Полученная доска с изображением представляет собой форму глубокой печати. Характерная особенность оттисков с гравированной таким образом является «мягкость» штриха, т.к. иглы, используемые гравером, оставляют на металле углубленные борозды — барбами. Штрихи также имеют тонкое начало и окончание, поскольку процарапаны острой иглой. • Акватинта - одна из самых распространенных видов гравюры, основанная на протравливании кислотой металлической доски, чаще всего меди, сквозь прилипшую к ней асфальтовую или канифольную пыль. Акватинта создаёт эффект, близкий к тоновому рисунку, передавая светотени; также может служить и для цветной печати. Акватинту применяют в сочетании со штриховым офортом, обогащая его игрой тональных и фактурных оттенков. • Офорт - оттиск художественного произведения, изображение которого получается путем процарапывания лака и травления кислотой металлической поверхности. Техника офорта является разновидностью глубокой печати, т.к. позволяет достичь большой легкости и свободы штриха в рисунке. Известен с XV века. • Мягкий лак - одна из разновидностей техники офорта, при которой грунт смешивается с жиром и становится мягким, печатная форма покрывается зернистой бумагой, а потом рисунок наносится твердым карандашом. От давления карандаша кусочки грунта прикрепляются к бумаге, а затем снимаются вместе с ней. После этой процедуры печатную форму подвергают травлению. • Эстамп - литографский или гравюрный отпечаток, являющийся станковым произведением художественной графики. Эстампом называют обычно подписной оттиск с печатной формы, выполненной самим художником, реже — мастером-гравером или литографом. Абстракционизм (произошло от лат. abstractio – удаление, отвлечение) – направление искусства, отказавшееся от приближенного к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма – достижение гармонии, создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации. Главными представителями абстракционизма были: Василий Кандинский (1866-1944), Пабло Пикассо (1881-1973).
|